СУЕВЕРИЯ, ПОМИНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА И СТАРОРУССКАЯ ЭПИГРАФИКА (А. Г. АВДЕЕВ) В статье анализируются нарративные источники и памятники эпиграфики Московской Руси, свидетельствующие о разных случаях насильственной («напрасной») смерти (утопление, убийство и др.), которые традиционно считались препятствием для погребения на христианском кладбище и последующего церковного поминовения. Данные, зафиксированные этнографами во второй половине XIX — ХХ в., дали повод связать эти представления с пережитками язычества. В статье на основе анализа расширения информативных полей в эпитафиях XVI — начала XVIII в., а также окружных посланий иерархов Русской Православной Церкви делается вывод об отсутствии препятствий к погребению на кладбище и регулярном поминовении погибших насильственной смертью. При этом надписи на поминальных креста, установленных на месте гибели человека, символизировали его мученическую кончину. Проанализированные источники позволяют считать, что гибель на государевой службе с 60-х гг. XVI в. стала восприниматься как одна из базовых ценностей служилого сословия. Все это позволяет считать, что суеверные представления о «заложных» покойниках на Руси не связаны с язычеством. Они возникли в христианскую эпоху и были постепенно преодолены в поминальной культуре на протяжении XVI–XVII вв., сохранившись на периферии народного сознания.